Предписания
Директива ЕС для механизмов 98/37/EG, вступившая в силу с 31.12.1994 г., определяет только нормативную базу глобальной безопасности. Каким образом должны быть реализованы требования по безопасности в каждом конкретном случае, определено в стандартах, которые разработаны, например, европейским комитетом по электротехнической стандартизации (CENELEC) на основании международных норм.
Важнейшие стандарты
- DIN EN 60204-1 (VDE 0113 Часть 1):1998
"Безопасность машин – электрическое оснащение машин, часть 1:Общие требования“
- Директива EC для механизмов 98/37/EG:1998
"Директива конвергенции нормативных документов стран членов ЕС в части машин и механизмов"
- EN 292-1:1991
"Основные понятия, общие принципы конструирования; часть 1: Базовая терминология, методика"
- EN 292-2:1991 и EN 292-2/A1:1995
"Основные понятия, общие принципы конструирования; часть 2: Технические руководящие принципы и спецификации"
- EN 418:1992
"Безопасность машин – аварийное отключение оборудования, функциональные аспекты, принципы конструирования"
- EN 954-1:1996
"Безопасность машин –части систем управления, имеющие отношение к безопасности; часть 1: Общие принципы конструирования"
- EN 1088:1995
"Безопасность машин – блокирующее оборудование во взаимосвязи с размыкающими предохранительными устройствами; руководящие принципы для конструирования и выбора"
Категория частей систем управления, имеющих отношение к безопасности в соответствии с CEN/TC 114 DIN EN 954-1
Категория
|
Сокращенное изложение требований
|
Поведение системы
|
B
|
Части систем машинного управления и/или их защитных устройств, а также их конструктивные элементы, имеющие отношение к обеспечению безопасности, должны конструироваться, выбираться, компоноваться и комбинироваться в соответствии с уровнем развития техники таким образом, чтобы они могли противостоять ожидаемым влияниям.
|
Возникновение сбоя может привести к потере функции безопасности.
Некоторые сбои остаются нераспознанными.
|
1
|
Должны выполняться требования категории B. Применение конструктивных элементов и принципов, проверенных с точки зрения техники безопасности.
|
Как описано для категории B, но с более высокой надежностью элементов, имеющих отношение к обеспечению безопасности.
|
2
|
Должны выполняться требования категории B с применением принципов, проверенных с точки зрения техники безопасности.
Функции безопасности должны проверяться через определенные промежутки времени системой машинного управления.
Примечание: применимость определяется приложением и типом машины.
|
Возникновение сбоя может привести к потере функции безопасности в период между проверками.
Сбой распознается при проверке.
|
3
|
Обязательно выполнение требований категории B и применение принципов, проверенных с точки зрения техники безопасности. Системы управления должны конструироваться таким образом, чтобы:
a) отдельный сбой в системах управления не приводил к потере функции (−ий) безопасности и
b) по мере возможности, отдельный сбой определялся подходящими средствами, соответствующими уровню техники.
|
При возникновении отдельного сбоя, функция безопасности всегда сохраняется.
Распознаются некоторые, но не все сбои.
Накопление нераспознанных сбоев может привести к потере функции безопасности.
|
4
|
Обязательно выполнение требований категории B и применение принципов, проверенных с точки зрения техники безопасности. Системы управления должны конструироваться таким образом, чтобы:
a) отдельный сбой в системах управления не приводил к потере функции (−ий) безопасности и
b) по мере возможности, отдельный сбой определялся подходящими средствами, соответствующими уровню техники или
c) если b) реализовать невозможно, то накопление нераспознанных сбоев не приведет к потере функции безопасности.
|
При возникновении сбоев функция безопасности всегда сохраняется.
Сбои распознаются своевременно, чтобы предотвратить потерю функции безопасности.
|
Сфера действия
- Стационарные,
- Передвижные,
- С ручным управлением,
- Подвижные
- Обрабатывающие станки
- Энергетические и рабочие машины
- Компрессоры,
- Испытательные и упаковочные машины,
- Машины для разработки подземным способом,
- Машины для земляных работ и уборочные машины,
- Подъемные маханизмы,
- Напольные транспортные средства,
- Механизмы для поднятия людей
- Оборудование,
- Сменное оснащение, такое как устройства для очистки от снега и уборки улиц
Оценка риска и выбор соответствующей категории
Ответственность за правильную оценку риска возлагается на проектировщиков и эксплуатационников.
Количественный учет риска является сложной задачей, так что при выборе категории приемлемый риск может быть определен только в пределах достаточно большого диапазона.
Это становится очевидным, если, например, на графе рисков (смотри рисунок) для параметра риска „F − повторяемость и продолжительность пребывания“ вместо „F1 − от редко до иногда“, выбрать „F2 − от часто до продолжительно“.
Между оценками „иногда“ и „часто“ может при определенных обстоятельствах находиться весь диапазон категорий безопасности.
|
Схема подключенияПримеры принципиальных схем
Прямое подключение 230 В/400 В до 5 A
Блок контрольной логики проверяет через неизображенныe внутренние контакты реле, отпали ли перед включением оба реле. Этим самым гарантируется, что отсутствует сваривание контактов. Дополнительно к этому контролируется уровень напряжения на зажиме A1. Включенные параллельно НЗ контакты (клеммы 41 и 42), связанные с K1 и K2, имеются в распоряжении для произвольного монтажа.
Присоединение внешних контакторов
Внешние контакторы разрешается применять, если они снабжены контактами с принудительным приводом в соответствии с Правилами безопасности ZH1/457 Генерального объединения профессиональных союзов (каталог ET B1 · 2002, Технические данные, страницы 6/15 или 6/20). Следует применять контакторы с тремя НО и одним НЗ контактом, причем контакты НЗ должны включаться в контрольный шлейф – клеммы Y1/Y2. Включенные параллельно НЗ контакты (клеммы 41 и 42), связанные с K1 и K2, имеются в распоряжении для произвольного монтажа. |